Выездные налоговые проверки: «Тогда мы идем к вам!»
Среди предпринимателей до сих пор существует мнение, что каждая компания непременно через три года попадает под выездную налоговую проверку. Однако практика показывает, что в некоторых организациях налоговые проверки не проводились уже пять или даже более лет, а другие компании налоговики посещают с завидной регулярностью. Одному из наших клиентов ФНС назначала выездные проверки каждые два года: в компании уже шутили, что пора бы сделать отдельный офис для налоговиков.
Сегодня выездная налоговая проверка – это серьезное испытание и угроза финансовой стабильности организации, поскольку доначислить налоги и штрафы можно практически в любой ситуации. Даже если налоговый учет вашей компании ведется правильно, всегда есть человеческий фактор, есть нехватка времени, где-то ослабили контроль подготовки документов - и вот среди контрагентов попадается тот, кого налоговики считают «проблемным» и готовы снять вычеты по НДС и расходы по налогу на прибыль.
Конечно, у многих предпринимателей возникает вопрос: а могут ли в отношении его компании назначить выездную проверку? Заранее оценить вероятность этого события вполне реально.
Есть два существенных критерия:
1. Формальный
Он базируется на известном многим документе «Концепция планирования налоговых проверок», утвержденном ФНС РФ от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ (с изменениями и дополнениями). Подробно на этом документе останавливаться не имеет смысла. Его можно найти, прочитать. Все, что нужно знать предпринимателям, что «Концепция» содержит 12 критериев для «самостоятельной оценки рисков» выездной налоговой проверки. При отборе организаций для проверок анализируются такие показатели, как наличие убытков на протяжении нескольких лет, низкая рентабельность, наличие больших объемов кредиторской задолженности при существенных вычетах по НДС, низкая налоговая нагрузка и другие. Однако особое внимание уделяется наличию или признакам наличия следующих критериев:
-
ведение финансово-хозяйственной деятельности по договорам с посредниками или агентами-перекупщиками без наличия разумной деловой цели;
-
ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском, т.е. наличие сомнительных сделок с «проблемными» контрагентами и фирмами-однодневками;
2. Фактический.
Зависит от того как быстро растет бизнес (только в части выручки или же появления дополнительных видов деятельности), появляются ли у налоговиков поводы полагать, что не все налоги уплачиваются полностью, соответствует ли налоговая нагрузка конкретного бизнеса среднеотраслевой.
Таким образом, чем больше зарабатывает бизнес, тем он более интересен для ФНС, поскольку нужно ведь не только доначислить налоги, но и получить их в бюджет, что можно сделать только в том случае, если у бизнеса есть финансовые ресурсы.
Учитывая сегодняшнюю ситуацию в экономике, читая о том, сколько средств бюджет планирует потратить на поддержку малых и средних предприятий, конечно, возникает вопрос, как будут компенсироваться потраченные деньги? Мы не пытаемся быть провидцами, но почему-то появляется твердая уверенность в том, что делаться это будет за счет выездных проверок работающих и получающих выручку и прибыль компаний…
И кстати, даже в «нерабочие» дни в апреле и мае бухгалтеры продолжали получать требования из ФНС. А уж в первые рабочие майские дни требования просто посыпались как из рога изобилия. Именно поэтому мы продолжаем говорить, что средний быстроразвивающийся бизнес, бизнес со стабильно растущей выручкой – это тот сектор, которому нужно регулярно оценивать свои налоговые риски и делать все для их минимизации. У таких компаний есть еще один фактор риска: как только налоговикам удалось доначислить налоги и штрафы, да еще и налогоплательщик не стал оспаривать результаты проверки и все суммы уплатил в бюджет без лишних слов, скорее всего, на организацию повесят незримый флажок «можно проверить через два – три года». И ведь велика вероятность, что снова назначат проверку и придут.
Отметим, что наличие «проблемных» контрагентов является едва ли не решающим фактором для включения организации в план выездных проверок. Объясняется это очень просто: на стадии предпроверочного анализа ФНС уже может оценить сумму возможных доначислений, поскольку имеет информацию о суммах платежей, перечисленных таким «проблемным» поставщикам или исполнителям. В ходе выездной проверки собираются уже дополнительные документальные доказательства и выявляются все схемы.
И если у организации нет желания непременно на себе испытать все процедуры выездной налоговой проверки, то вести работу с контрагентами нужно со всей тщательностью и, так называемой «должной осмотрительностью». И это довольно большой пласт работы каждой организации, требующий, в том числе, и организации документооборота.
На какие еще критерии может ориентироваться ФНС, назначая в отношении организации выездную проверку?
-
Снижение налоговой нагрузки при одновременном росте выручки компании;
-
Неоднократное представление уточненных налоговых деклараций, в которых суммы налогов к уплате оказываются меньше, чем ранее задекларированные;
-
Сделки по замене одних обязательств другими, совершенные на заведомо невыгодных для сторон условиях.
Конечно, критериев довольно много. Существует Приказ ФНС для внутреннего использования, который обобщает 109 признаков типичного недобросовестного налогоплательщика. И чем больше таких признаков у самого налогоплательщика или его контрагентов, тем выше их «шансы» попасть под выездную налоговую проверку.
Казалось бы, все просто: оцени себя и сделай выводы, возможна ли налоговая выездная проверка. По факту, безусловно, все сложнее: регламент планирования выездных налоговых проверок предусматривает, например, включение в них крупнейших налогоплательщиков; организаций, подпадающих под критерии проверки; организации, в отношении которых поступает информация о возможном нарушении законодательства о налогах и сборах (например, от органов внутренних дел). Все остальные находятся под риском проверки именно исходя из наличия постоянного растущей выручки и финансовых ресурсов (штрафы то нужно не только начислить, но и получить).
Еще один фактор «давления» на налогоплательщиков: вызовы на комиссии по легализации налоговой базы.
Стандартная ситуация выглядит так. ФНС выявляет у налогоплательщика «проблемных» контрагентов, и не одного-двух, а не менее пяти. Далее, налогоплательщик вызывается на комиссию и от него требуют сдать уточненные декларации только по одному – двум «проблемщикам», то есть доплатить НДС, налог на прибыль. Если налогоплательщик добровольно эти действия выполняет, то у него велик шанс получить еще пару вызовов на комиссию, чтобы доплатить налоги по остальным «проблемным» поставщикам. Если же налогоплательщик не предпринимает никаких действий, то комиссия может принять решение о назначении выездной налоговой проверки.
Что же делать: активно оспаривать требования налоговой или добровольно соглашаться на доплаты налогов? Универсального решения нет, каждый конкретный случай нужно оценивать индивидуально.
Наши рекомендации:
- регулярно проводить оценку налоговых рисков (не менее одного раза в один – два года);
- грамотно и в обязательном порядке отвечать на требования ФНС;
- выстраивать конструктивную позицию и находить свои внутренние решения по всем случаям вызова на комиссию (а это вполне возможно);
- составлять разногласия на акт выездной налоговой проверки даже при наличии минимальных шансов на оспаривание.
Налоговая безопасность вашего бизнеса зависит только от вас и ваших решений. А если есть какие-то сомнения или вопросы, обращайтесь к специалистам.
Ирина Рубенчик - Руководитель направления «Налоговый консалтинг» Объединенной Консалтинговой Группы